Правовое сопровождение выхода из бизнеса

Участник бизнеса, участвующий в бизнесе своими средствами может в определенный момент времени принять решение о прекращении своего участия в финансировании данного бизнеса. Это может быть вызвано как его личными проблемами, не имеющими отношения к бизнесу, так и его мнением относительно непосредственных перспектив бизнеса.

Основными причинами, которые побуждают владельца к продаже компании, являются:

  • нерентабельность, отсутствие ожидаемых прибылей;
  • продажа непрофильных активов;
  • появление более привлекательных объектов для инвестирования;
  • изменение конкурентной среды бизнеса, угроза смерти бизнеса по различным причинам;
  • срочная потребность в денежных средствах;
  • усталость, разочарование в бизнесе;
  • переезд на новое место жительства

В любом случае, вне зависимости от причин, побуждающих участника принять решение о выходе, данное решение может достаточно существенно сказаться на самом осуществляемом бизнесе. Специфика данного влияния заключается в том, что участнику бизнеса в бизнесе принадлежит доля равная не его первоначальному вложению, а пропорциональная данному вложению.
В случае выхода одного из участников из бизнеса предприятие может быть поставлено в крайне сложное положение, которое может привести к прекращению его деятельности. По этой причине, при использовании в бизнесе коллективного капитала, вопросы выхода участников бизнеса из бизнеса и изъятия ими своих долей (активов) должны тщательнейшим образом прорабатываться, чтобы соблюсти интересы, как выходящего участника, так и самого бизнеса.

У каждого владельца бизнесом есть свой план по выходу из бизнеса. Если стратегия по выходу из бизнеса представляет собой тщательно обдуманную тактику, то в этом случае Вы можете завершить свой бизнес в любое, Вам угодное время. Но без какой-либо стратегии или тактики Вам придется тщательно рассмотреть все минусы и последствия Вашего выхода в определенный период времени, так как из-за плохо обдуманного выхода Вы можете потерять все свои активы и сбережения. Так или иначе, когда-нибудь каждый руководитель бизнеса завершит свой бизнес, вопрос лишь в том, когда он это сделает и как.

Существует несколько путей выхода из бизнеса.

1. Самый распространенный путь выхода из бизнеса – продажа своего бизнеса или своей доли в бизнесе. Это наиболее быстрый способ: оформляется договор купли-продажи долей в уставном капитале, оформляется смена учредителей, при необходимости увольняются старые директор и главный бухгалтер, назначаются новые. Здесь важно продать бизнес по справедливой цене. Данный вид выхода из бизнеса наиболее распространен среди закрытых, или «семейных» компаний малого и среднего бизнеса поскольку у них, в отличие от более крупных собратьев, нет доступа к фондовым механизмам и «длинным» деньгам.

2. Другой путь выхода из бизнеса — слияние с другой организацией. Вы находите компанию, которая готова поглотить Вашу. Подписывается договор о слиянии (присоединении), составляется акт передачи документации, и производится перерегистрация. После ее проведения Ваша организация вычеркивается из единого государственного реестра юридических лиц, и Вы вновь свободны, т.к. Ваша организация перестает существовать.

3. Ликвидация актива (активов) – один из способов управления активами, заключающийся в продаже части активов, как правило, за наличные деньги или высоколиквидные ценные бумаги.  В случае выхода предприятия из бизнеса этот способ нужен для высвобождения финансовых ресурсов путем распродажи имущества компании.

Также рекомендуется прибегать к ликвидации активов, когда какой-либо сегмент инвестиций (например, подразделение фирмы, производственный участок, другие материальные активы) перестает приносить желаемую прибыль. В результате этой операции у юридического лица появляется возможность использовать высвободившиеся финансовые ресурсы с большей эффективностью. Обычно при продаже актива не возникает нового юридического лица.  Способом ликвидации активов пользуется также компания (компания-мишень) которую хотят поглотить, если обладание им несет угрозу ее существованию в качестве самостоятельного юридического лица из-за интереса к данному сегменту рынка другой компании. После ликвидации такого актива потенциальная мишень перестает быть интересной компании-поглотителю.

4. И, наконец, официальная ликвидация. Ликвидация организаций – один из самых непростых вопросов, как правильно выйти из бизнеса, несостоявшегося в силу разных причин. Ликвидация – прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что после окончания процедуры ликвидации кредиторы не могут потребовать удовлетворение каких-либо обязательств, возникших во время осуществления деятельности ликвидировавшимся лицом.  Это самый трудоемкий путь, связанный со значительными временными и материальными затратами.

Обратитесь в нашу компанию, и мы подберем для Вас наиболее оптимальные пути выхода из бизнеса в соответствии с Вашими интересами и конкурентными преимуществами.

Стоимость наших услуг указана в прайс-листе.